Право на освобождение от уплаты НДС

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей, без учета налога, не превысила в совокупности два миллиона рублей ( п. 1 ст. 145 НК РФ).

Реализация права на освобождение от уплаты НДС носит уведомительный характер. Разрешение на это у налоговой инспекции получать не нужно. Чтобы воспользоваться освобождением, необходимо подать или отправить по почте в налоговую инспекцию: уведомление об использовании права на освобождение, выписку из Бухгалтерского баланса, выписку из книги продаж и копии журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Документы нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа того месяца, с которого вы хотите использовать право на освобождение. Документы и уведомление можно отправить в налоговую инспекцию по почте заказным письмом. Они будут считаться полученными инспекцией на шестой день после отправки. Поэтому их надо отсылать заранее (то есть не менее чем за шесть дней до установленного законом срока).

Лица, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, не могут воспользоваться данным правом (п. 2 ст. 145 НК РФ).

Вот список таких товаров:

  • этиловый спирт из всех видов сырья (кроме коньячного спирта);
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и другие жидкости крепостью более 9%);
  • алкогольная продукция (питьевой спирт, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная пищевая продукция крепостью более 1,5%, за исключением виноматериалов);
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • ювелирные изделия;
  • легковые автомобили и мотоциклы мощностью более 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин и дизельное топливо;
  • моторные масла;
  • природный газ.

Если организация реализует подакцизные и не подакцизные товары, то для использования освобождения от уплаты НДС необходимо организовать их раздельный учет (письмо МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15). При этом конкретной методики ведения раздельного учета подакцизных и не подакцизных товаров в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить выручку, облагаемую и не облагаемую акцизами.

Если вы заявили о своем праве на освобождение, то налог можно не платить в течение года. Но имейте в виду: даже если вы используете освобождение, в двух случаях платить НДС все равно придется:

  • если вы ввозите товары на территорию России из-за границы;
  • если вы должны перечислить налог в бюджет как налоговый агент (например, при покупке товаров на территории России у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете, либо при аренде муниципального или государственного имущества).

Чтобы определить, можно ли воспользоваться освобождением от уплаты НДС, следует посчитать выручку без НДС от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца (п. 1 ст. 145 НК РФ). В расчет принимают всю выручку, в том числе:

  • облагаемую НДС (в т.ч. по ставке 0 процентов);
  • не облагаемую налогом согласно статье 149 НК РФ;
  • не облагаемую налогом в связи с тем, что местом реализации товаров (работ, услуг) не является Россия.

Товар для целей налогообложения – это любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Поэтому выручкой от продажи товаров считается и доход от реализации, например, основных средств и материалов. Такие поступления также учитываются при расчете лимита.

Из расчета необходимо исключить поступления, не являющиеся выручкой от реализации товаров, работ или услуг, в частности:

  • по операциям, перечисленным в подпунктах 2, 3 и 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 НК РФ;
  • по операциям, осуществляемым налоговыми агентами согласно статье 161 НК РФ.

При расчете лимита выручки для освобождения от уплаты НДС не нужно учитывать:

  1. суммы, полученные в счет предстоящей реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). При получении предоплаты реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) у организации не происходит. А значит, денежные средства, полученные в счет предстоящей реализации (аванс, задаток и т.д.), выручкой от реализации не являются. Данную позицию разделяют некоторые арбитражные суды (постановления ФАС Уральского округа от 7 сентября 2005 г. № Ф09-3778/05-С2, Западно-Сибирского округа от 17 октября 2005 г. № Ф04-5886/2005(14644-А70-18)).
  2. выручку, полученную от деятельности, облагаемой ЕНВД, если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД. Так как по деятельности, облагаемой ЕНВД, организация не является плательщиком НДС (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, выручку, полученную от деятельности, облагаемой ЕНВД, учитывают отдельно от выручки по другим видам деятельности (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому в расчет лимита для освобождения от уплаты НДС выручку от деятельности, облагаемой ЕНВД.
  3. продажную стоимость товаров, реализованных по договорам комиссии. Ведь выручка организаций, реализующих товары (работы, услуги) по договорам комиссии, равна их комиссионному вознаграждению. Суммы, полученные от покупателей товаров (работ, услуг), которые передаются комитенту (за вычетом комиссионного вознаграждения), выручкой комиссионера не являются. Это следует из пункта 1 статьи 156 НК РФ и статьи 991 ГК РФ. Поэтому в расчет лимита для освобождения от уплаты НДС включается только выручка, полученная от реализации собственного товара (без НДС) и комиссионное вознаграждение (без НДС).
  4. безвозмездную передачу товаров (работ, услуг). Так как при определении лимита используют выручку от реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом под выручкой понимаются доходы в денежной и натуральной форме, полученные организацией от реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). При безвозмездной же передаче доходов у организации не возникает (ст. 41 НК РФ). Таким образом, несмотря на то что безвозмездная передача товаров (работ, услуг) признается реализацией (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), выручки при этом у организации нет. Поэтому при расчете лимита для освобождения от уплаты НДС безвозмездную передачу товаров (работ, услуг) не учитывают.

Не являются плательщиками НДС следующие категории:

  • применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);
  • применяющие упрощенную систему налогообложения (п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ);
  • применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 146 НК РФ, не признаются объектом обложения следующие операции:

  • не признаваемые реализацией в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ (обращение российской или иностранной валюты; передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью и др.);
  • передача на безвозмездной основе жилых домов и объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • операции по реализации земельных участков (долей в них);
  • передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;
  • операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

При выставлении вышеперечисленными категориями счета-фактуры с выделением суммы НДС, они согласно п. 5 ст. 173 НК РФ обязаны исчислить налог и уплатить его в бюджет.

В соответствии с нормой п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики, освобожденные от уплаты НДС или реализующие не облагаемые НДС товары (работы, услуги), обязаны представлять налоговую декларацию в обычном порядке.

Согласно абз. 6 п. 3 Порядка заполнения декларации при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС организациями и индивидуальными предпринимателями на спецрежимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) они обязаны представить в налоговый орган декларацию по НДС в составе титульного листа и раздела 1.

На обязанность представления декларации указывают контролирующие органы. Исходя из п. 5 ст. 173 НК сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

НК предусмотрена обязанность налогоплательщиков представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, на обществе лежит обязанность по перечислению выделенного в счете-фактуре и неправомерно полученного от покупателя налога на добавленную стоимость, что и предусмотрено п. 5 ст. 173 НК.

Согласно статье 119 НК субъектом ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является налогоплательщик.

Другие статьи для предпринимателей.